Денис (mimohod) wrote,
Денис
mimohod

А зачем вообще осваивать Арктику?

Статья из "Новой газеты". Оригинал тут http://novayagazeta.livejournal.com/5655816.html

Вопрос авторам футуристической идеи связать труднодоступные районы России за $240 млрд.

Среди различных популярных схем освоения денег государства (с последующим распилом и откатом), наравне с борьбой с россиефобией и исследованиями в области телепортации, на днях ослепительным алмазом сверкнуло совместное предложение целых двух уважаемых организаций.

Совет безопасности РФ и РАН в лице академика Александра Некипелова, являющегося с 2011 до 2013 года председателем Совета директоров НК «Роснефть», предложили правительству футуристический проект «Единая Евразия», который предусматривает не что иное, как глубокое освоение Сибири, Дальнего Востока и Арктики с помощью дирижаблей.



Воздушный шар приземляется на Северном полюсе. Фото: РИА Новости



По мнению авторов этой грандиозной утопии, дирижабли, а также новые скоростные магистрали и сеть транспортных узлов не только приведут к экономическому буму в не освоенных доселе регионах России, но и заставят Европу ни больше ни меньше как спешно снять санкции, чтобы поучаствовать в этой экономической бонанзе.

И стоить это будет пустяк — всего каких-то пять сочинских Олимпиад, 240 млрд долларов.

Оставим в стороне ехидный вопрос о том, что транспортный дирижабль «Атлант» — наш золотой ключ к Арктике — имеет грузоподъемность аж 16 тонн. (Напомню, что морской контейнеровоз, которым сейчас возят грузы из Китая в Европу и который должен быть, видимо, вытеснен с рынка дирижаблем «Атлант», перевозит до 21 тысячи TEU или, по-простому, 24-тонных 20-футовых контейнеров.)

Оставим в стороне другой ехидный вопрос, а именно о том, что, как утверждают специалисты, сейчас за дирижаблями, которые производит воздухоплавательный центр «Авгуръ», должна следовать машина с причальной мачтой: на землю он, бедолага, садиться не может.

Оставим также в стороне тот очевидный факт, что если дирижабли «Авгура» так хороши, то они вполне могут продаваться на рынке, где их будут расхватывать, как расхватывают сейчас, к примеру, квадрокоптеры, — вот, глядишь, и освоится вся Арктика, и без малейших госденег.

Самый главный вопрос прост: а зачем вообще развивать Арктику?

Читайте также: Унесенные гелием. Что не так в идее Совбеза РФ связать страну с помощью дирижаблей

Арктика — место, непригодное для обитания человека. Ни одна другая страна — ни Дания, ни США, ни Канада — не «развивает» свои арктические районы. Не строит там новых городов, детских садов, университетов, школ, теплиц, роддомов, не создает инновационных кластеров и не заманивает туда людей. Если она добывает там нефть или руду, она добывает ее вахтовым способом.

Одна из крупнейших в мире арктических территорий — это Гренландия, принадлежащая Дании. Никакого «комплексного развития» Гренландии Дания не затевает. Население Гренландии составляет 56 тысяч человек, из которых 88% являются инуитами (эскимосами). Содержание этого населения обходится Дании в 3,2 млрд крон в год.

Гренландия считается одним из крупнейших в мире нетронутых резервуаров нефти. Ее офшорные нефтегазовые запасы могут достигать 110 млрд баррелей. Начало масштабной добычи сланцевой нефти поставило на планах добычи нефти в Гренландии крест: невыгодно. Минимальная себестоимость гренландской нефти — 50 долларов за баррель.

Другая крупнейшая арктическая территория — это Аляска, принадлежащая США. Население Аляски составляет 710 тысяч человек. Как проходило «комплексное освоение» Аляски, лучше всего прочитать у Джека Лондона. Оно не стоило США ни цента (если не считать денег, которые они заплатили России). Люди сами ехали на Юкон за золотом.

Аляска — нефтедобывающий регион. Месторождение Prudhoe Bay было крупнейшим в США. Оно содержало 25 млрд баррелей нефти, и ее добыча началась еще в 1970-х годах. Добыча эта, как легко догадаться, не стоила властям ни цента. Все деньги инвестировали частные компании: сначала ARCO, а потом BP и ее партнеры. Население местечка Prudhoe Bay как до, так и после начала нефтедобычи составляет около 2 тысяч человек. Все нефтяники — а это несколько тысяч человек — работают вахтовым методом. Они прилетают и улетают. Ни BP, ни Вашингтону даже в голову не пришло «комплексно развивать» это холодное, унылое и непригодное для жизни человека место.

Аляска — одна из самых малонаселенных территорий на свете. Столица штата, Юно, не соединена автомобильными дорогами с другими городами штата Аляски и остальных США. Несмотря на этот вопиющий факт, администрация штата не планирует вкладывать 250 млрд долларов в аэростаты, летающие тарелки и телепортацию. Она просто субсидирует перевозки на маленьких самолетах.

Еще одна северная страна — это Канада. На ее арктическом севере живет менее 1% населения, и это в основном инуиты. Правительство Канады совершенно не собирается «осваивать» этот север: незачем. В 1970—1980-х годах Panarctic Oils Ltd, Petro Canada и Dome Petroleum вели на Крайнем Севере нефте- и газоразведку. Нашли, между прочим, 19,8 трлн кубических футов газа. Решили, что овчинка не стоит выделки.

Зато Канада добывает на Крайнем Севере никель: с 1997 года компания Falconbridge, третий по величине производитель никеля в мире, разрабатывает крупный рудник Raglan на крайнем севере Квебека. К 2000 году Raglan производил 21 тысячу тонн никеля в год плюс 5 тысяч тонн меди и 200 тонн кобальта и металлов платиновой группы. Количество работающих на руднике составляет около 470 человек, из них 15% — это инуиты.

По какой-то странной причине не Falconbridge, ни правительство Канады не задумались о «комплексном освоении территории», чтобы осчастливить округу Raglan Bay детскими садами, университетами и парниками, где непременно растут свежие огурцы.

Вы спросите: зачем же при таких вводных СССР осваивал Арктику? Зачем строились Уренгой, Салехард, Норильск и т.д.?

Я открою вам страшную тайну.

Дело в том, что в СССР была такая профессия — «снабженец». Что делал снабженец? Он снабжал. А что ему надо было делать, чтобы повысить статус? Снабжать как можно больше.

Вот представьте себе менеджера компании Falconbridge, перед которым стоит задача освоения никелевого месторождения. О чем задумывается менеджер? О том, чтобы понизить затраты. А теперь представьте себе снабженца из Министерства газовой промышленности, перед которым стоит задача освоения Уренгоя. О чем задумывается снабженец? О том, чтобы повысить затраты.

Расспросите древних снабженцев этих легендарных времен — и они расскажут вам, как в Арктику текли составы с коврами и хрусталем, с импортной немецкой посудой и венгерской мебелью, с польскими унитазами и чешскими телевизорами. Это был советский Клондайк. Это была мечта снабженца: ничего не жалело советское государство для освоения Арктики, и половина этих телевизоров и унитазов растекались по необъятным просторам родины и оседали в подпольных дворцах хлопковых королей.

При этом каждый здравомыслящий человек в Госплане знал, что Арктику надо осваивать ровно так же, как это сейчас делают Falconbridge и BP, — вахтовым методом. Но логика системы была сильнее.

Советские приполярные города — Норильск, Уренгой, Якутск — это уродливое порождение советской экономики, жуткие потомки Госплана и ГУЛАГа. Это бессмысленный перевод миллиардов советских рублей. Это переселение людей в не подходящие для их жизни условия только затем, чтобы несколько дядей в Госплане имели возможность распределять не только бытовки и цемент, но и чешский хрусталь и польские унитазы.

Несложно заметить, что предложение Совбеза РФ и РАН в лице экс-председателя Совета директоров «Роснефти» — это пересказ старой мечты снабженцев на новый лад. Только на этот раз ребята не заморачиваются с унитазами и хрусталем, а мыслят масштабно — сразу в объеме 240 млрд долларов…
Юлия Латынина
Обозреватель «Новой»


Иные точки зрения

Читайте также: Александр Некипелов, академик РАН, директор Московской школы экономики МГУ: «Я искренне поддерживаю этот проект. Дирижабли — очень небольшая его частичка. По сути, это новый Транссиб с крупными логистическими центрами»

И ещё

Иван Стариков,
профессор Института экономики РАН, бывший замминистра экономики России (1995—2000):


— Этот проект мы подготовили еще в 2009 году. Раздел про дирижабли был включен туда недавно, на последнем этапе, по предложению Минобороны. Дирижабли — это пуговица в пальто. Досадно, что они вылезли на первый план.

В действительности ключевой элемент проекта — это железнодорожная магистраль, которая свяжет Евразию. Это особенно актуально в свете создания Тихоокеанского партнерства из 12 стран во главе со Штатами, объединившего 40% мирового ВВП. Фактические они собрались, чтобы дружить против Китая. Но у них нет коридора в Европу через Суэцкий канал. Исламский мир — это риски. А Россия — быстрый путь. У нас уникальное расположение. Российская часть магистрали составит 9600 километров. Это мощнейший импульс к развитию нашей экономики, особенно региональной (маршрут может пройти по территории 23 субъектов). Все остальное: Арктика, дирижабли — это дополнительно. Насколько я помню, использование дирижаблей на 60 тонн тоже предполагается.

240 млрд долларов —подъемные деньги для международного консорциума.


Копия http://nego.dreamwidth.org/152491.html
Tags: перепост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments